Цели и задачи: показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека; научиться правильно использовать бытовые химические средства, правильно вести себя в природе, оказывать посильную помощь в благоустройстве своей школы, малой Родины. Итог подвели созданием презентации «Эковолонтеры».
С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. Человек – часть природы. Природа – наш общий дом. Наша земля сейчас в опасности, очень остро стоит проблема загрязнения окружающей среды.
Учёными подсчитано:
За один день на земле исчезает 100 видов растений и животных;
В каждую минуту сокращается площадь леса на 15 млн. гектаров;
Ежегодно количество чистого воздуха сокращается на 10 млрд. тонн;
Бумага до полного разложения лежит два года, консервная банка- 90 лет, полиэтиленовый пакет- 200 лет, стеклянная посуда -2000лет.
Входя в наш собственный дом, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье. А вот в общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Опасное заблуждение., что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. У природы немало врагов: это стихийные бедствия, типа ливней, засух, морозов, ураганов. Разрушения продолжаются, их наносит человек.
А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!
Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.
Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Жизненная практика подсказывает, что экология природы несовместима без экологии души.
Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность, и новые знания, и новая система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее и реализовать собственную ответственность, и зависит будущее.
Экологии души – это охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души. Хочешь изменить мир - изменись сам!
О том, какой должна быть человеческая душа, о ее сохранении и об отношении к природе написал в стихотворении «Просьба» замечательный поэт Роберт Рождественский:
«Люди-исполины, люди великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
Но должно быть сердце, сердце человечье.»
Если ваши поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. Экология души – путь человечества в будущее
Поэт Е.Евтушенко писал:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Сожалеть; Узнать о красоте нашего мира, научиться понимать природу, возвысить свою душу помогут книги, рассказывающие о живой природе.
Они помогут воспитать в ваших душах правила четырех «СО»:
- содействовать
- сочувствовать;
- сострадать;
- сопереживать.
«Душевная экология» — это дело самого человека. Ты – это твои действия, и нет другого тебя…" С. Экзюпери
Ребята, а теперь давайте проведём небольшой конкурс.
«Узнай героя».
Задание: назвать автора произведения, название и героя, о котором идёт речь (вопросы, иллюстрации и ответы представлены на слайдах)
- Кто во время наводнения спасал зайцев, сажая их в лодку?
(Николай Алексеевич Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)
- Кто это? Этот герой нашёл маленького щенка на берегу реки и назвал его…….Герой заботился о щенке, полюбил его всем сердцем.
Но один раз злая хозяйка приказала избавиться от собаки.
(Иван Сергеевич Тургенев Рассказ «Муму»
Герой – глухой дворник Герасим)
- Кто эти герои?
Одной девочке мачеха дала невыполнимое задание: найти в зимнем лесу подснежники и принести домой. В лесу девочка встретила…………
За её доброе сердце ….. помогли ей, и зимой в лесу появились подснежники.
(Самуил Яковлевич Маршак Сказка «Двенадцать месяцев»)
- Этот мальчик однажды сильно обидел коня. Конь потянулся за хлебом, а мальчик бросил хлеб на землю, ударил коня по губам.
После этого начался сильный мороз, вода в реке замёрзла, мельница остановилась. Но мальчик исправил свою ошибку и попросил прощения у коня.
( Константин Георгиевич Паустовский Сказка «Тёплый хлеб»
Мальчика звали Филька)
- Мальчик отправился в тайгу за кедровыми орехами. Он заблудился в тайге. Но мальчик не растерялся . Он вспомнил советы отца и деда, которые помогли ему выжить в тайге.
На пятый день мальчик вышел к озеру, где было очень много рыбы.
Озеро, которое открыл мальчик, назвали в его честь –……………озером.
( Виктор Петрович Астафьев рассказ «Васюткино озеро», мальчика звали Васютка)
- Брат и сестра пошли в лес за ягодой – клюквой. Но потом рассорились и пошли разной дорогой. Мальчик чуть не утонул в болоте, его спасла собака Травка. Мальчик сам убил волка.
(Михаил Михайлович Пришвин
Сказка-быль «Кладовая солнца», Митраша и Настя)
- Дедушку ……….во время пожара в лесу спас заяц. Он показал ему дорогу из центра пожара, вывел на опушку.
Потом дедушка и … спасали зайца, который обжёг лапы.
(Константин Георгиевич Паустовский
Рассказ «Заячьи лапы» Герои рассказа – дед Ларион и мальчик Ваня)
- Охотник заблудился и набрёл на группу ребятишек-пастухов. Он провёл ночь у их костра, слушая страшные истории о домовых, русалках, леших и водяных.
(Тургенев Иван Сергеевич Рассказ «Бежин луг»
Мальчиков звали: Павлуша, Федя, Ильюша, Костя и Ваня)
- Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре…И вот шла однажды поутру ……….……мимо того пустыря. ……….склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.
На другой день в гости к маленькому цветку пришли все ребята, привела их…….
(Андрей Платонович Платонов Рассказ «Неизвестный цветок»
Девочку звали Даша)
- Этот герой жил по закону: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету». Он ухаживал за розой. Роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но роза была так прекрасна, и он прощал цветку его капризы.
Герой понял, как надо жить: надо любить свою землю, дом, друзей, уметь ценить главное в жизни, не быть легкомысленным, не тратить жизнь на пустые и суетные дела, быть ответственным, доверять своему сердцу.
(Антуан де Сент Экзюпери Философская сказка «Маленький принц»)
Выполнение коллективной презентации.